Список подведомственных организаций министерства образования и науки. Минобрнауки реорганизован в министерство просвещения и министерство высшего образования и науки. Справка: Министерства образования тогда и сейчас

Минобрнауки разделят на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки

Российской академии наук (РАН).Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс/ТАСС

Согласно указу президента Владимира Путина о новой структуре Правительства России, который глава государства подписал 15 марта, Министерство образования и науки будет разделено на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Это поможет, с одной стороны, вывести из забытья школьное образование, а с другой - повысить роль российских учёных и их изобретений, считают эксперты. При этом пока неясно, как будет меняться ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования.

Школьники не будут в тени

Идея изменений заключается в том, чтобы Министерство просвещения вплотную занялось школами, техникумами и дошкольными учреждениями, а Министерство науки и высшего образования было ответственно за вопросы, соответствующие его названию. Это позволит, по мнению главы Правительства, который и предложил такой проект президенту, «лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Создав Министерство просвещения, получится наконец-то вывести на первый план вопросы школьного образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике. По его мнению, в последнее время больше внимания уделялось высшему образованию, а школьники и наука были на втором плане.

Теперь же федеральные и региональные власти должны вместе усилить среднее образование, разработав единые методики обучения и воспитания, подходы к профориентации школьников, а главное - наведя порядок в сфере утверждения учебников, которые смогут попасть на школьные парты, добавил сенатор.

«При таком качестве учебников может запутаться любая система образования. Мы за то, чтобы количество учебников было минимальным или был вообще один единый учебник по каждому предмету для всей страны. А дополнительные учебники могли бы существовать для факультативного изучения в виде дополнительных занятий и так далее», - сказал Валерий Рязанский «Парламентской газете». Этот вопрос он определил как одну из главных задач нового министерства.

Перед Министерством просвещения стоит амбициозная задача по реализации поручения президента вывести российское школьное образование в десятку лучших в мире, отметила зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке .

Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста.

«Основные препятствия этому - до сих пор не утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, не создан механизм обновления содержания образования с учётом современных достижений науки и технологий, требует вложений инфраструктура школ и детских садов. Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста», - подчеркнула она «Парламентской газете».

Высшее образование и наука должны стать прорывными

Министерству высшего образования и науки Владимир Путин поручил своим указом вузовскую подготовку, инновационную деятельность, развитие федеральных научных центров - в общем, разработку прорывных технологий. У ведомства появится для этого новый арсенал инструментов: оно получит полномочия Федерального агентства научных организаций, которое ведало финансами и имуществом РАН. Само ФАНО указом президента упразднено.

По мнению Любови Духаниной, в скором времени нужно будет пересматривать сам Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ввести в законодательство такое понятие, как «федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики в сфере науки», а значит, определить новые направления в регулировании этой области. Пока в законе речь идёт только о ФАНО и Российской академии наук, отметила депутат, а российская наука не заканчивается только на этих структурах, например развиваются вузовские исследования.

Разорвётся ли связь школ, колледжей и вузов?

Сферы, которые разнесли по разным министерствам, сегодня тесно переплелись. В школах создаются профессиональные - инженерные, медицинские и другие - классы при вузах, открываются при них и структуры среднего профессионального образования. Теперь же получается, что, например, связка «колледж - вуз» будет подчинена разным ведомствам.

Однако управление обоими министерствами будет осуществлять один вице-премьер. Благодаря этому сохранится единая государственная политика в этих сферах, считает Валерий Рязанский. К тому же подготовка в колледжах и техникумах находится в основном в ведении регионов. Субъекты будут также решать, каких специалистов и в каком количестве им готовить, а министерство будет только утверждать стандарты, поэтому для их учащихся, преподавателей и руководства вряд ли что-то изменится, добавил он.

«Нам нужно сделать так, чтобы переход к новой структуре Правительства не ударил по ученикам и студентам», - подчеркнула Любовь Духанина.

Главное опасение возникло у неё по поводу того, как будет меняться система ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования, оказавшихся сейчас в поле управления разных регуляторов. «Практически единственное, что всегда отмечается как положительный эффект этой формы экзамена, - возможность для детей из сёл и малых городов поступать в хорошие вузы без дополнительных расходов. Поэтому любые изменения должны проходить тщательную всестороннюю оценку, без перегибов», - считает депутат.

Указом президента также изменилась подведомственность Рособрнадзора - он теперь подчиняется не какому-либо министерству, а напрямую Правительству. Это может стать первым шагом к выстраиванию гибкой и прозрачной системы контроля качества образования, отметила Духанина, предложив создавать независимые центры оценки ЕГЭ, в которых ребёнок сможет сдать экзамен два-три раза в течение года. Причём сделать это он сможет как досрочно, так и повторно, если результат его не устраивает.

Справка: Министерства образования тогда и сейчас

Ведомства, которые были ответственны за образование, существуют в нашей стране больше 200 лет. В царское время это было Министерство народного просвещения - в 1802 году манифест о его создании издал император Александр I. После революции аналогичный орган создали при Совете народных комиссаров. В течение советской истории образовательные властные органы несколько раз сливались и разъединялись со сферой науки и культуры. Особый упор в то время делали на техническую высшую школу - её курировали отдельные государственные комитеты. С момента распада СССР министерство реорганизовывали пять раз, а Минобрнауки России, которое существовало до последних изменений, работало с 2004 по 2018 год.

В последние годы Министерство образования и науки курировало все этапы образования, предусмотрев создание единых для всей страны ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) для дошкольного, среднего и высшего образования. Эти изменения закрепили в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Кроме школьников и студентов, в единую систему образования вошли детсадовцы. Дошкольное обучение и воспитание стало считаться первой ступенью образования, а многие сады прикрепили к школам, где ребёнок автоматически получает место, когда ему исполняется семь лет. Также ступенью вузовского образования, а не научной работой стала считаться аспирантура.

Теперь, согласно указу президента, за новым Министерством просвещения закрепят сферы общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства, а также управление государственным имуществом в этих сферах.

Министерству науки и высшего образования выделят сферы высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (кроме полномочий Роспатента) и управление соответствующим имуществом.

Рособрнадзор и Росмолодёжь станут подчиняться напрямую Правительству.

Напомним, Министерство учреждено 15 мая 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 682. Министром науки и высшего образования РФ назначен Михаил Михайлович Котюков .

В полномочия ведомства входят функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий; развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики и др.
  • В Томске объявлена аккредитация журналистов на форум U-NOVUS - 2017

    ​Для получения аккредитации журналистов на форум U-NOVUS - 2017 нужно заполнить регистрационную форму участника на сайте форума. Как сообщили НИА Томск в администрации Томской области, журналистам, планирующим освещать работу форума, при заполнении графы "Форма участия" необходимо выбрать категорию "СМИ" и указать наименование СМИ.

  • «Диалог»: будущее российского высшего образования

    ​Беседа министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и ректора МГУ Виктора Садовничего о будущем российского высшего образования, национальном проекте "Наука" и перспективах развития импортозамещения в России.

  • Михаил Котюков заявил, что число исследователей в России должно вырасти на треть

    ​Число исследователей в России необходимо увеличить на 35%, заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков во время встречи со студентами в Северо-Кавказском федеральном университете. "У нас сегодня количество исследователей в стране примерно 340 тыс.

  • Вузы РФ будут внедрять накопленные в ходе «Острова 10-22» навыки

    ​Российские вузы будут внедрять накопленные в ходе образовательной программы "Остров 10-22" навыки "сразу с колес", рассказал в интервью РИА Новости в рамках Российского инвестиционного форума министр науки и высшего образования России Михаил Котюков.

  • Ученые и бизнес обсудили проблемы государственно-частного партнерства

    В рамках Красноярского экономического форума Федеральное агентство научных организаций провело круглый стол "Применение механизма государственно-частного партнерства в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития".

  • По итогам визита Михаила Котюкова в Екатеринбург

    Михаил Котюков посетил Екатеринбург - один из самых науко- и вузоемких городов России. Программа визита была насыщенной. Глава Минобрнауки встретился с полпредом президента страны в Уральском Федеральном округе Николаем Цукановым и губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

  • В Москве завершился Международный салон образования

    В Москве завершилось одно из крупнейших мероприятий в сфере образования – Московский международный салон образования. Эксперты и специалисты в этой области обсудили самые перспективные направления развития, интересные кейсы и практики.

  • За городским округом Протвино (Московская область) сохранён статус наукограда Постановление от 5 июля 2019 года №863. Статус наукограда сохранён за городским округом Протвино сроком на 15 лет. Это будет способствовать развитию научно-производственного комплекса Протвино и его инфраструктуры, проведению научных исследований в области физики высоких энергий, созданию и развитию производства высокотехнологичной промышленной продукции, инновационных товаров и услуг в областях производства высокотехнологичного медицинского оборудования, а также оборудования для освоения Крайнего Севера и Арктики.

    26 апреля 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Актуализирован устав Российской академии наук Постановление от 25 апреля 2019 года №496. В целях приведения устава РАН в соответствие с изменениями в законодательстве скорректированы цели деятельности, основные задачи, функции и полномочия академии.

    26 апреля 2019 , Национальный проект «Наука» Доклад Михаила Котюкова на совещании о развитии кадрового потенциала в сфере науки О мерах государственной поддержки молодых исследователей и аспирантов.

    22 апреля 2019 , Технологическое развитие. Инновации Утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019–2027 годы Постановление от 22 апреля 2019 года №479. Основные цели Программы – комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.

    22 апреля 2019 , Правовые вопросы работы Правительства России Правительство внесло в Госдуму законопроекты о внесении изменений в законодательство в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и науки Распоряжения от 22 апреля 2019 года №802-р, №804-р. Указом Президента России от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки преобразовано в Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Руководство деятельностью Рособрнадзора осуществляет Правительство России. Министерству просвещения переданы функции в сфере общего, среднего и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и защиты обучающихся. Министерству науки и высшего образования переданы функции в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий. Для обеспечения реализации министерствами своих функций в полном объёме законопроектами предлагается внести соответствующие изменения в ряд законодательных актов.

    22 апреля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект об изменениях в порядке допуска к педагогической деятельности Законопроект разработан во исполнение решения Конституционного Суда и в соответствии с поручением Президента России.

    1

    Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

    • Министерство просвещения РФ
    • Министерство науки и высшего образования РФ
    • Рособрнадзор

    История делений и объединений Министерств образования в России?

    • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
    • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
    • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
    • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
    • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
    • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

    Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

    Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

    • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
    • Министерство просвещения СССР,
    • Министерство профессионально-технического образования СССР.

    Чем будет заниматься Министерство просвещения?

    С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

    • общего образования,
    • среднего профессионального образования
    • профессионального обучения,
    • дополнительного образования детей и взрослых,
    • воспитания.

    По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

    Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

    Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

    • высшего образования,
    • соответствующего дополнительного профессионального образования,
    • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
    • нанотехнологий,
    • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
    • государственных научных центров и наукоградов.

    Министерство просвещения через призму истории

    До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

    После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

    • 1917 – 1929 : Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
    • 1929 – 1937 : Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
    • 1937 – 1940 : Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
    • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

    С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

    • 1946 - 1947 : Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
    • 1947 – 1949 : Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
    • 1949 – 1956 : Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
    • 1956 – 1967 : Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
    • 1967 – 1980 : Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
    • 1980 – 1990 : Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

    После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

    • 1990 – 1992 : Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
    • 1992 – 1996 : Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
    • 1996 – 1998 : Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
    • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
    • 1998-2004 : Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
    • 2004 – 2012 : Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
    • 2012 -2016 : Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
    • 2016 – 2018 : Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

    С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства :

    Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

    Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (Минобрнауки России)

    ПРОТОКОЛ
    заседания конкурсной комиссии публичного конкурса среди
    образовательных учреждений высшего профессионального образования,
    подведомственных Министерству образования и науки Российской
    Федерации, для предоставления им преимущественного права на прием
    для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан и
    соотечественников в пределах квоты, определенной Правительством
    Российской Федерации

    "25 " __04 2013 г.

    N ЕУ - 4/16 пр

    Председательствовал: Угринович Е.В.

    Присутствовали: Абашкин А.В., Аржанова И.В., Башкина Е.М., Голубенко С.С, Дыдзинская Д.В., Егоров С.Н., Круглов В.И., Крутов А.А., Максимова Л.А., Махлай С.В., Сазонова Н.Г.

    В целях выполнения приказа Минобрнауки России от 24 января 2013 г. N 40 "О проведении в 2013 году публичного конкурса среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, для предоставления им преимущественного права на прием для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной Правительством Российской Федерации" и приказа Минобрнауки России от 5 марта 2013 г. N 151 "О конкурсной комиссии публичного конкурса среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, для предоставления им преимущественного права на прием для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной Правительством Российской Федерации" проведено заседание конкурсной комиссии публичного конкурса 16 апреля 2013 г., на котором рассмотрены:

    135 заявок образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, на участие в публичном конкурсе;

    Результаты экспертной оценки заявок образовательных учреждений;

    Определены победители публичного конкурса в соответствии с порядком и критериями конкурсного отбора;

    Оформлен по результатам итоговый протокол о победителях публичного конкурса и количественных показателях выделяемых государственных стипендий в пределах квоты, определенной Правительством Российской Федерации (приложение) для размещения его на официальных сайтах Министерства в сети Интернет.

    Список вузов-победителей публичного конкурса среди образовательных
    учреждений высшего профессионального образования, подведомственных
    Министерству образования и науки Российской Федерации, для предоставления
    им преимущественного права на прием для обучения проживающих за рубежом
    иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной
    Правительством Российской Федерации в 2013 году

    Название ВУЗа

    выделенное
    кол-во квот

    Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

    Астраханский государственный университет

    Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

    Белгородский государственный национальный исследовательский университет

    Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

    Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

    Волгоградский государственный технический университет

    Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

    Воронежский государственный университет

    Воронежский государственный университет инженерных технологий

    Вятский государственный гуманитарный университет

    Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

    Государственный университет управления

    Дальневосточный федеральный университет

    Донской государственный технический университет

    Ивановский государственный университет

    Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова

    Иркутский государственный технический университет

    Казанский (Поволжский) федеральный университет

    Казанский национальный исследовательский технологический университет

    Калмыцкий государственный университет

    Кубанский государственный технологический университет

    Курский государственный университет

    Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

    Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

    Московский государственный горный университет

    Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова

    Московский государственный машиностроительный университет "МАМИ"

    Московский государственный строительный университет

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана

    Московский государственный технологический университет "СТАНКИН"

    Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

    Московский педагогический государственный университет

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

    Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"

    Национальный Исследовательский Томский государственный университет

    Национальный исследовательский Томский политехнический университет

    Национальный исследовательский университет "МЭИ"

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

    Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

    Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

    Новосибирский государственный технический университет

    Новосибирский государственный университет

    Оренбургский государственный институт менеджмента

    Оренбургский государственный университет

    Орловский государственный университет

    Пензенский государственный университет

    Петрозаводский государственный университет

    Псковский государственный университет

    Российский государственный гидрометеорологический университет

    Российский государственный социальный университет

    Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

    Российский университет дружбы народов

    Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева

    Российский экономический университет им. Р.Э.Плеханова

    Ростовский государственный строительный университет

    Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С.П.Королева

    Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

    Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова

    Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационной технологий, механики и оптики

    Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова

    Сибирская государственная геодезическая академия

    Сибирский государственный аэрокосмический университет им. Академика М.Ф. Решетнева

    Тамбовский государственный технический университет

    Тихоокеанский государственный университет

    Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

    Тульский государственный университет

    Тюменский государственный университет

    Ульяновский государственный университет

    Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н.Ельцина

    Уфимский государственный нефтяной технический университет

    Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

    Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

    Южный федеральный университет

    ИТОГО

    Заседания конкурсной комиссии публичного конкурса среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, для предоставления преимущественного права на прием для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной Правительством Российской Федерации (.pdf, 2.04 Mб)

    При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
    Все материалы защищены законом об авторском праве

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то