Кто такие пацифисты. Герой положительный или отрицательный?! Значение слова пацифизм

Пацифизм — это идеология или же философия, как угодно, которая пропагандирует лояльный и толерантный способ решения конфликтов, будь то политические или узко социальные конфликты. Придерживаясь пацифизма, человек в острых ситуациях стремится сохранять человечность, гуманный подход ко всем. Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого, стыдного в нашем веке. В человеческой истории произошло множество войн и силовых захватов. Да и теперь, при наличии, казалось бы, большого арсенала других цивилизованных методов, военный конфликт остается наиболее часто выбираемым способом. Поэтому любая война понимается как негативное явление, но полностью естественное, оно прижилось очень стабильно у нас в .

Размышляя, почему происходят войны, интерес приводит к актуальной теме пацифизма, принципа ненасилия, избегания войн. Приверженцы этого подхода переосмысливают необходимость силовых методов с целью разрешения . Они настаивают на возможности мирного решения.

Позиция пацифиста является неким протестом против всех боевых действий. Пацифист отвергает все, касающееся войны – он против оружия, насилия и нахождения в армии. Пацифисты уверяют, что если деньги, которые ежедневно закладываются в армию, войну, вложить в другое, правильное русло, то бы всех людей государство могло избавить от голода, нищеты и наделить достойным жильем.

Пацифизм, что это такое?

Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество. Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.

Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение. В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира. Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов. В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.

Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.

Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов. Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции. Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.

Эра пацифизма

Сегодня идеи пацифизма стали как никогда актуальны, так как мир стал, по мнению многих, большой деревней – стремительное развитие новых скоростных видов транспорта позволяет нам легко и без значительных усилий быстро добираться в любой уголок мира. Путешествие сейчас может занять всего несколько дней. Также резкое развитие получили и средства коммуникации, и теперь мы можем иметь связь с людьми по всему миру. Поэтому мы теперь уже не можем легко начать войну с какой-либо страной на другой стороне света, и не чувствовать никаких угрызений совести, оттого что едва знаем этих людей. Нет, сегодня мы так широко общаемся со всем миром, таким количеством разных стран, что не иметь представления об их гражданах мы просто не можем. А вступать в войну с теми, с кем ты уже довольно неплохо знакомы – значительно труднее, чем напасть на территорию как на безликий военный объект.

Здесь стоит сказать о философии космополитизма – видения себя не гражданином отдельного государства, а жителем мира. Космополит утверждает, что разобщение – это иллюзия, и не может не являться пацифистом, ведь считая себя частью единого мира, он не видит смысла воевать со своими собратьями. Космополиты стараются отделиться от идеологии отдельной страны, прививающей своим гражданам патриотизм и националистические взгляды, и рассматривают их как искусственные инструменты управления массами от политики.

Также эра пацифизма связана с внедрением и распространением ядерного оружия. Сегодня мы в глобальном понимании все являемся соседями, и, учитывая разрушительную силу ядерного оружия, и еще тот факт, что война может разразиться с применения обычного оружия, накалиться до запуска ядерного. Это ведет к тому, что пацифисты отвергают саму категорию справедливой войны, как и войны в защиту национальных интересов.

Идеи пацифизма

Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма. Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой. В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.

Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание. Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается. Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла. Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.

Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой. Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой. Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.

Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких. И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система. Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.

0 В жизни каждого подростка наступает момент, когда он должен стать частью, какой-либо субкультуры . Сегодня мир устроен так, что в одиночку выживать гораздо труднее, чем в обществе себе подобных. В этой статье мы поговорим об личностях, которые называют себя Пацифистами , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Однако, прежде чем вы продолжите, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой толковых публикаций по рандомной тематике . Например, кого называют словом Дикая , что такое Некондиция , перевод Ман туро дуст медорам , что значит Rare и т. п.
Итак, продолжим, что значит Пацифист ? Этот термин был заимствован из латинского языка "pacificus ", слово состоит из двух частей "pax" и "facio", первую часть можно перевести, как "мир", а вторую, как "делаю". Вроде как "писмейкер", но это уже другая история.

Пацифист - это человек, который является противником насилия и военных действий, так же может употребляться в смысле отказа от выполнения воинского долга


Пацифизм - это идеология сопротивления насилию и войне ради её исчезновения


Пример :

Любой пацифист, не признаёт насилия над личностью, будь он хоть панком , хоть хиппи.

Нужно понимать, что не каждый хиппи, является пацифистом, и не все пацифисты обязательно должны быть хиппи.

В нашем институте, кого только не было, и рейверы , и хиппи, и рэперы , и даже всякие там пацифисты собственной персоной...

В молодёжной среде множество неформалов, и одним из подобных сообществ являются пацифисты.

Разве не странно, что идеи пацифизма выкристаллизовались в самом страшном террористическом государстве всех времён и народов - Пиндостане , или как его ещё называют, Четвёртом рейхе? Некоторые пацифисты, попав на военную службу, с увлечением расстреливают женщин и детей из крупнокалиберных пулемётов, а другие пацифисты, отстранёно наблюдают, как ракеты с их БПЛА поражают похоронные или свадебные процессии.

Вообще, активный толчок развитию пацифизма дала война во Вьетнаме, когда на воинскую службу брали всех, кто не смог убежать в Канаду. Подростки не хотели становиться пушечным мясом, поэтому стали проводить демонстрации, и называть себя "Пацифистами ". В это же время был популяризован символ пацифизма (руна Альгиз ), круг и вписанные в него расходящиеся линии. Он был принят официально в 1958 году. Именно данную символику все пацифисты изображают на своих шмотках, тату и флагах.

На самом деле, пацифизм , не приводит ни к чему хорошему, ведь если ты отрицаешь насилие, то не факт, что твой сосед придерживается той же политики. Именно поэтому государственная система крайне негативно относиться к этому движению.

В наше время, пацифисты - это участники бесполезных митингов и шествий, одетые в настолько разноцветные шмотки, что порой их путают с гей-парадами.

Считается, что колыбелью пацифизма является Буддизм, а человека, который впервые высказался за прекращение насилия и войн, звали Сиддхартха Гаутама . Прошло время, и эту эстафету подхватили христиане, которые на словах подставляли свои щёки под удары кулаком.
Хотя позже, последователи Иисуса опомнились, и тоже принялись за уничтожение неверных, с их точки зрения. Речь идёт о нескольких священных войнах, которые проходили в 16 - 17 веках. Как мы знаем, войны, всегда порождают вспышку антивоенных движений, и тот раз не был исключением. Такие известные личности, как Джордж Фокс, Гребель, Марпек, Эразм Ротердамский, Монтескье выступали за мирное разрешение религиозных конфликтов.

Сколько тысячелетий стоит этот мир, столько и человек разумный пытается осмыслить законы, по которым этот мир развивается и живёт. При каждой удобной возможности, люди пытаются не только объяснить, но и переделать существующие законы мироздания, изо всех своих слабых сил пытаясь улучшить и перекроить существующий порядок, согласно собственным идеям и собственному мировоззрению.

Таким идеалистом был и Шарль-Луи де Секонда – барон Ла Бред де Монтескье.

О семье будущего основателя очередной великой идеи известно мало, точно можно отметить лишь некоторые вехи-даты жизни этого философа и реформатора.

Родился он в 1689 году 18 января, в фамильном замке Ла Бред, который по сию пору стоит недалеко от французского города Бордо. Для получения достойного образования юный Шарль отправляется в духовное училище. Вот там мыслями и воображением будущего барона Монтескье завладевают античные философы и литература. Приправьте всё это живым мальчишеским умом, щедро подкармливаемым легендами и мифами античных времён, и вы поймёте, почему идеи новых «правильных» порядков так цепко завладели сознанием будущего реформатора и философа.

В 1716 году умирает дядя Шарля-Луи, оставляя племяннику своё имя, титул и немалое состояние, а так же должность, так же немалую – президент парламента Бордо. Молодой человек, в возрасте 27 лет от роду, с достойным рвением приступает к исполнению своих новых обязанностей, сочетая службу в парламенте с занятиями наукой и самой главной своей страстью – изучением права. Этому никто не препятствует: Бордо на то время – один из самых интеллектуальных центров Франции, члены магистратуры проявляют живейший интерес к литературе, наукам, искусством, быть адвокатом права – весьма модное поветрие.

В 1728 году барон Монтескье становится членом Французской академии, чуть позже избирается в Лондонскую и Берлинскую, и, получив эти высокие звания, отправляется в путешествие по странам Европы (Австрия, Венгрия, Италия, Швейцария, Голландия, Англия). Цель поездки – не любование красотами, а серьёзное изучение законов, обычаев, географических и климатических различий этих стран, и самое главное – темперамент и нравы, проживающих на данных территориях людей.

Через 20 лет плодом его «записок путешественника», и собственных размышлений явился миру философский труд «О духе законов», который и стал не только наиболее известным сочинением Шарля-Луи Монтескье, но и послужил основой для зарождения нового миротворческого течения – пацифизма (от лат. *pacificus* - умиротворение).

Представители этого движения, вслед за Монтескье, утверждают, что мир на планете является одной из главной ценностей, и выступают за прекращение практики военного разрешения всех политических конфликтов, ставя во главу угла идею, что все люди – братья. Они не так и далеки от истины, эти энтузиасты-пацифисты!

Идея всемирного братства народов тревожит умы совершенно различных слоёв населения уже не одно столетие. Среди сторонников пацифизма легко найти людей из интеллигенции, религиозно настроенных миротворцев, молодёжь, неформальные организации, волонтёрские и т.д. и т.п.

Идеологическая основа пацифизма, как мы уже отмечали: либеральные и гуманистические ценности человечества, и опирается на идею мирного разрешения любого, в том числе и политического конфликта.

К сожалению, сторонники пацифизма исходят не из реальной политической практики, а из своего личного понимания развития общества, человека и политической обстановки, то есть – собственного мировоззрения. Зародившись, как идейное направление, пацифизм ставит своей задачей ограничить, или вообще полностью исключить практику разрешения политических споров путём военных конфликтов, что является невыполнимой задачей на сегодняшний день.

Основным *стилем борьбы* пацифисты считают убеждение и личный пример, характерна так же широкая пропагандистская деятельность. Пытаясь теоретически и идеологически доказать, что любые конфликты можно разрешить путём мирных переговоров, пацифисты стараются воздействовать на сознание людей личным примером: они отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, сами организуют мирные массовые акции, направленные на урегулирование военных конфликтов, занимаются миротворческой деятельностью и т.д.

К великому сожалению, пацифистам за долгие года не удалось достичь каких-либо серьёзных результатов, по сему, многие политики, да и обычные люди, относятся к движению пацифистов весьма иронично, справедливо полагая, что пацифизм есть некая форма утопизма (см. ст. от 02.11. 2011г.).

Подобное отношение к этому движению связанно так же с национально-государственной формой организации политического пространства во многих странах, преобладанием государственной идеологии патриотизма. В большинстве государств защита Отечества является почётной обязанностью мужской части населения, а во многих – и женщин.

В России, так же как ранее и в СССР, пацифизм традиционно считается антипатриотическим настроением.

У многих политиков бытует мнение, что, когда агрессор видит, что его методы давления работают, он начинает их ужесточать, выдвигая всё новые и новые требования. И только при решительном сопротивлении со стороны противника, он отступает. Таким образом, идеи пацифизма ведут к войне, т.к. страна, где пацифизм становится государственной идеологией, ослабевает и легко завоёвывается даже самым слабым захватчиком. Поэтому, человек, выступающий против войны и насилия, является «слабым звеном» в стройной государственной системе подавления любого проявления космополитизма, т.к. это призывает к отказу от патриотических чувств в отношении Родины.

«… сказала ему, обласкав его взором лучистым:

Получше их бей, а не то прослывёшь пацифистом …»

Отказники от военной службы в армии так же причислялись к данному *сословию*, полагалось, что поддержание идей мирных решений – всего лишь прикрытие для нежелания молодого человека «отдать свой долг Родине». Сейчас есть понятие «альтернативной службы», и мало кто задумывается, что это – пусть и маленькая, но реальная победа пацифистов.

Идеи пацифистов, такие как: любовь, доброжелательность, готовность помочь всем, кто в этой помощи нуждается, духовная активность, свобода личности, самостоятельность и терпимость упали на благодатную почву многих молодёжных неформальных объединений. Самое известное из всех, конечно – хиппи.

Возникло это движение в конце 60-тых в США.

Но, не надо думать, что каждый пацифист – хиппи, а вот то, что каждый хиппи, точно – пацифист сомнения не вызывает. Пацифизм просто менее ортодоксальная форма движения хиппи, вот и всё.

Идеология проста: я не признаю любого насилия над любой личностью! Конечно, сейчас эта организация не такая многочисленная, как раньше, но по-прежнему сохраняет свои многолетние традиции. Философия хиппи весьма и весьма повлияла на взгляды и жизнь целого поколения 60-80 годов.

Философия практически полностью совпадает с философией пацифистов: каждый человек должен быть свободен в принятии своего решения, и от условностей окружающего его общества, прежде всего – внутренне. Не отвечать насилием на насилие – главный принцип, как пацифистов, так и хиппи.

Не будем сейчас подробно останавливаться на *пацифистах-хиппарях*, заметим лишь, что именно эти «дети цветов», «друзья индейцев» помимо непроходящей моды на *фенечки* и распущенные длинные волосы, подарили миру либертарианство и фриланс.

В Союзе хиппов было очень много, но это были скорее подражатели, чем идейные носители. А вот *клеши, логвы, фенечки, хайратники и ксивники* пользовались заслуженным успехом для ношения. И конечно – музыка! Прежде всего – психоделика и рок-н-ролл. Это, конечно, «Дорз», «Битлы», Джимми Хендрикс и «*Урия-джип*» и др.

В России это движение не было искренним, по сему и отжило совершенно безболезненно, как «прыщ на теле общества», да и в мире медленно сошло на нет.

В первозданном виде пацифистское движение хиппов сохранилось в Дании, в пригороде Копенгагена, это целое «государство в государстве», как Ватикан, только называется оно – Христиания. Лозунг *христианских* хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!»

Я старый стритовый пипл,

И плотно ко мне прилип Пацифика знак горячий,

В глазах моих пляшет удача…

……………………………………

И забыла земля Олдового Хиппа…

Может всё-таки попробовать на себе идеи пацифизма? А? Дадим Миру Шанс?!

На вопрос о том, кто такой пацифист, коротко можно ответить - приверженец пацифизма, движения, которое является реалией скорее отрицательной, чем положительной. «Непротивление злу насилием» никогда, в силу своей бесхребетности, не могло стать идеологией какого-нибудь государства. Но случись обратное, по утверждению Роберта Аумана, лауреата Нобелевской премии, такая страна стала бы играть по правилам агрессора. То есть, существует добро и зло, и невозможно не принимать конкретно чью либо сторону.

Ни вашим, ни нашим

Сам термин «пацифист» происходит от латинских слов pax (мир) и facio (делать). Но пацифист не делает мир, он ничего не делает, он в лучшем случае лежит с плакатом на асфальте или разглагольствует в парламенте. А очень часто под видом борьбы с любым насилием способствует подавлению освободительного движения. Кто такой пацифист? Это тот, кого не любят все. Примером может служить приведенная ниже карикатура

Месть пацифисту

Можно привести еще один пример несуразности пацифизма. Ярым сторонником этого движения был немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Его сестре в 1943 году за неосторожное высказывание отрубили голову на гильотине (это в 1943 голу, в Германии), а счет за услуги палача, 127 рейсхмарок и 18 пфенингов, выслали автору «Триумфальной арки». Трудно представить себе, что в момент получения циничного привета из фашистской Германии Ремарк оставался пацифистом. Сестренка была младшей.

Абстрактность идеи

Официальная идеология пацифизма - осуждение аморальности насилия, противление ему мирными средствами, осуждение всякой войны. Безусловно, среди пацифистов есть убежденные порядочные люди, но в основном это движение напоминает хорошо прикормленную «партию зеленых», которых держат для показательных выступлений сторонников мира и здоровой экологии. Кто такой пацифист? Сторонник всепрощающего терпения, готовый переносить причиняемую ему душевную и физическую боль, чтобы устыдить, остановить или, что вообще из области фантастики, обратить в свою веру злодея. Примеры этому есть, но в основном художественные. Сама по себе теория «ударят по одной щеке - подставь другую» не вяжется с человеческим достоинством. Она ни с чем не вяжется, кроме садомазохизма.

Служить неохота

Есть еще одна выгода от пацифизма - в простонародье это называется «косить от армии». Этим занимались со времен раннего христианства. Иустин Мученик, живший во II веке нашей эры, был ярым пацифистом. Но пацифизм как организованное движение появился в Европе после Наполеоновских войн. При Советской власти о пацифизме говорили мало. И на вопрос: «Кто такой пацифист?» - большинство осведомленных ответило бы: «Предатель». Самым известным пацифистом в нашей стране всегда был пастор Шлаг, гениально сыгранный Ростиславом Пляттом.

Недостижимая цель

В чистом абстрактном виде идея пацифизма прекрасна - убивать плохо. Значение слова пацифист объясняется тоже замечательно - человек, посвятивший себя предотвращению войн и насилия на земле. Методы же достижения поставленной цели не выдерживают никакой критики.

Пацифистом был Лев Толстой. Насмотревшись на ужасы Крымской войны, а он участвовал в обороне Севастополя, потом, на старости лет великий писатель склонялся к мысли, что войны не нужны человечеству. А кто, кроме милитаристов утверждает обратное?

Истинный противник милитариста

Убеждения представителей обоих этих направлений не совсем антагонистичны. Кто такой пацифист и милитарист? О пацифисте уже сказано выше, а милитарист - это сторонник войны, военной мощи, устрашения и подавления всякого сопротивления своей идее. И слово militaris, или «военный» ясно и доступно объясняет сущность этого явления. Антагонистом милитаристу можно считать только антимилитариста, а никак не пацифиста. И это как нельзя лучше подтверждается символикой пацифизма и антимилитаризма. Это значит - «добро должно быть с кулаками», в прямом смысле этой фразы. В этом свете значение слова пацифист носит пораженческий характер.

Бессилие пацифизма

Можно бороться против войны мирными средствами в том, и только в том случае, когда она носит гипотетический характер, а когда она стоит в полном смысле на пороге дома - надо как пастор Шлаг, становиться на лыжи и - вперед, на действенную борьбу с фашизмом. В наше время, когда локальные войны идут непрерывно, хороши все способы борьбы с ними, лишь бы они были действенными. Но плакатами войну не остановишь. В этой связи - кто такие пацифисты? (фото помогут ответить на данный вопрос).

Глядя на них, хочется сказать «бездельники», опять таки, «косящие» от армии.

Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.

ПАЦИФИЗМ - идео-ло-гия, по-ли-ти-ка и об-ще-ст-вен-ное дви-же-ние, вы-сту-паю-щие про-тив войн и лю-бо-го ро-да на-си-лия.

Тер-ми-ны «Пацифизм» и «па-ци-фист» (сто-рон-ник Пацифизм) сфор-му-ли-ро-ва-ны в 1901 году груп-пой уча-ст-ни-ков 10-го Все-об-ще-го кон-грес-са ми-ра в Глаз-го и пред-ло-же-ны пре-зи-ден-том Ли-ги ми-ра и сво-бо-ды Э. Ар-но (1864-1921 годы) для обо-зна-че-ния дви-же-ния бор-цов за мир. Идео-ло-гия Пацифизма из-ло-же-на Ар-но в трак-та-те «Код ми-ра» (1901 год).

Пацифизм ос-но-ван на убе-ж-де-нии, что убий-ст-во че-ло-ве-ка че-ло-ве-ком, как и в це-лом на-си-лие в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду людь-ми, есть на-ру-ше-ние ми-ро-во-го по-ряд-ка, зло, пусть да-же и вы-ну-ж-ден-ное. Ис-то-ри-че-ски это убе-ж-де-ние по пре-иму-ще-ст-ву бы-ло свя-за-но с ре-лигиозным соз-на-ни-ем че-ло-ве-ка. Прин-цип от-ка-за от при-чи-не-ния вре-да все-му жи-во-му (ахим-са) ши-ро-ко пред-став-лен в инд. «прак-ти-че-ской фи-ло-со-фии», он по-лу-чил раз-ви-тие у ад-жи-ви-ков, в буд-диз-ме , джай-низ-ме и других. В хри-сти-ан-ском по-ни-ма-нии при-чи-на на-си-лия в ми-ре за-клю-ча-ет-ся в от-па-де-нии че-ло-ве-ка от Бо-га, на-ру-ше-нии Его во-ли и тем са-мым в раз-ру-ше-нии из-на-чаль-но-го по-ряд-ка от-но-ше-ний Бо-га, че-ло-ве-ка и ми-ра. Объ-ек-тив-ный ха-рак-тер пре-бы-ва-ния ми-ра в ис-ка-жён-ном со-стоя-нии де-ла-ет не-воз-мож-ным пол-ное из-бав-ле-ние от на-си-лия до мо-мен-та окон-чательного вос-со-еди-не-ния тво-ре-ния с Бо-гом. Вме-сте с тем на субъ-ект-ном уров-не пре-одо-ле-ние на-си-лия по-ла-га-ет-ся воз-мож-ным и да-же обя-за-тель-ным. Эпо-ха Вет-хо-го За-ве-та бы-ла да-ле-ка от идеа-ла мир-но-го со-су-ще-ст-во-ва-ния как на-ро-дов, так и отдельных лю-дей, тем не ме-нее, на-ря-ду с прин-ци-пом ог-ра-ни-че-ния мес-ти «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:19-20), бы-ла да-на за-по-ведь «не убий» (Исход 20:13). Вет-хо-за-вет-ное про-ро-че-ст-во о вре-ме-нах, «ко-гда не под-ни-мет на-род на на-род ме-ча» (Исход 2:4), от-но-сит-ся к пер-спек-ти-ве за пре-де-ла-ми ис-то-рического вре-ме-ни. Но-вый За-вет ис-пол-нен при-зы-ва люб-ви к вра-гам (Матфей 5:43-48, Лука 6:27-28) и Бо-жия бла-го-сло-ве-ния ми-ро-твор-цам (Матфей 5:9). Да-же в ус-ло-ви-ях объ-ек-тив-но су-ще-ст-вую-ще-го на-си-лия в об-ще-ст-ве, по хри-стиа-нскому учению, не сле-дует воз-да-вать «злом за зло», по воз-мож-но-сти быть «в ми-ре со все-ми людь-ми» (Римляне 12:17-18). По-сле-до-ва-тель-ный и бес-ком-про-мисс-ный Пацифизм ха-рак-те-рен для не-ко-то-рых ере-тических дви-же-ний и хри-сти-ан-ских на-прав-ле-ний: ка-та-ры, ад-вен-ти-сты седь-мо-го дня, швей-цар-ские бра-тья, мо-рав-ские бра-тья, гут-тер-ское брат-ст-во, ква-ке-ры, мен-но-ни-ты, ду-хо-бор-цы , мо-ло-ка-не, пя-ти-де-сят-ни-ки, тол-стов-цы и другие.

Фи-лософское ос-мыс-ле-ние Пацифизма име-ет свои ис-то-ки в уче-нии древне-греческих на-тур-фи-ло-со-фов о кос-мо-се как ми-ро-вом по-ряд-ке, гар-мо-нии и рав-но-ве-сии. Пи-фа-гор учил жить в со-гла-сии, тво-рить доб-ро вра-гам, не уби-вать не-вин-ных жи-вот-ных, не на-но-сить вре-да рас-те-ни-ям. Со-стоя-ние ми-ра в Римской им-пе-рии вос-пе-вал Вер-ги-лий. В сто-ической тра-ди-ции идеи Пацифизма раз-ви-ва-ли Ци-це-рон, Се-не-ка, Марк Ав-ре-лий , в позд-ней ан-тич-но-сти - Мак-ро-бий, Бо-эций. В сред-ние ве-ка на па-ци-фи-ст-ские тео-рии оп-ре-де-ляю-щее влия-ние ока-зы-ва-ло хри-сти-ан-ст-во. В эпо-ху Про-све-ще-ния раз-ра-ба-ты-ва-лась идея «веч-но-го ми-ра» (М. де Бетюн Сюл-ли, Ш. Сен-Пьер, Ж.Ж. Рус-со) - сое-ди-не-ние всех ев-ропейских го-су-дар-ств, вклю-чая Рос-сию, в еди-ный со-юз. Сре-ди мыс-ли-те-лей Но-во-го и Но-вей-ше-го вре-ме-ни, раз-ви-вав-ших идеи Пацифизма, - Эразм Рот-тер-дам-ский, Ф. Пас-си, Л.Н. Тол-стой , Б. фон Зут-нер, Ма-хат-ма Ган-ди, М.Л. Кинг. Осо-бой по-пу-ляр-но-стью идеи Пацифизма поль-зо-ва-лись по-сле 1-й ми-ро-вой вой-ны, 1920-е годы из-вест-ны как «эра па-ци-физ-ма» (соз-да-ние Ли-ги На-ций, Кел-ло-га - Бриа-на пакт 1928 года, дви-же-ние за все-об-щее ра-зо-ру-же-ние и тому подобное). Государственные и по-ли-тические дея-те-ли (А. Бри-ан, П. Пен-ле-ве во Фран-ции, Р. Се-сил, О.Чем-бер-лен в Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ф.Кел-лог, У. Бо-ра в США и другие) ак-тив-но ис-поль-зо-ва-ли па-ци-фи-ст-скую ри-то-ри-ку для оп-рав-да-ния сво-их дей-ст-вий на ме-ж-ду-народной аре-не (дик-то-ва-лись пре-ж-де все-го ин-те-ре-са-ми их собственных го-су-дарств). В западно- ев-ропейских стра-нах 1920-1930-х годов апел-ля-ция к па-ци-фи-ст-ским на-строе-ни-ям на-се-ле-ния бы-ла важ-ным фак-то-ром и при про-ве-де-нии внутренней по-ли-ти-ки, для ус-пе-ха на вы-бо-рах в пред-ста-вительные ор-га-ны вла-сти.

В Рос-сии в конце XIX - начала XX веков тео-ре-тическую ба-зу Пацифизма раз-ра-ба-ты-ва-ли юри-сты и со-цио-ло-ги М.А. Эн-гель-гардт («Веч-ный мир и ра-зо-ру-же-ние», 1899 год), Ф.Ф. Мар-тенс («Со-вре-мен-ное ме-ж-ду-на-род-ное пра-во ци-ви-ли-зо-ван-ных на-ро-дов», тома 1-2, 1882-1883 годы), Л.А. Ка-ма-ров-ский («Глав-ные мо-мен-ты идеи ми-ра в ис-то-рии», 1895 год), М.А. Тау-бе («Прин-ци-пы ми-ра и пра-ва в ме-ж-ду-на-род-ных столк-но-ве-ни-ях сред-них ве-ков», 1899 год), князь В.В. Те-ни-шев («Веч-ный мир и ме-ж-ду-на-род-ный тре-тей-ский суд», 1909 год) и другие. Российский Пацифизм по-лу-чил государственную под-держ-ку в фор-ме ини-ции-ро-ван-ной Рос-си-ей Ме-ж-ду-народной кон-фе-рен-ции по во-про-су ог-ра-ни-че-ния воо-ру-же-ний и уч-ре-ж-де-ния ме-ж-ду-народного ар-бит-ра-жа (1899 год) . В раз-ви-тие этой ини-циа-ти-вы на Га-аг-ских кон-фе-рен-ци-ях ми-ра 1899 и 1907 годов бы-ли при-ня-ты ме-ж-ду-народные кон-вен-ции о за-ко-нах и обы-ча-ях вой-ны, став-шие не-отъ-ем-ле-мой ча-стью норм ме-ж-ду-народного гу-ма-ни-тар-но-го пра-ва. В начале XX века Пацифизм при-нял в Рос-сии фор-му ан-ти-во-ен-но-го дви-же-ния, он имел об-щественную под-держ-ку пре-ж-де все-го в ин-тел-ли-гент-ских кру-гах. Соз-да-ны Санкт-Пе-тербургское и Московское общества ми-ра, Ки-ев-ское общество дру-зей ми-ра (все в 1909 году) и другие. Впер-вые де-ле-га-ция па-ци-фи-стов из Рос-сии при-ня-ла официальное уча-стие в 18-м Все-об-щем кон-грес-се ми-ра в Сток-голь-ме (1910 год), гла-ва российской де-ле-га-ции Па-вел Д. Дол-го-ру-ков был из-бран ви-це-пре-зи-ден-том кон-грес-са. В по-сле-дую-щий ис-то-рический пе-ри-од до 1990-х годов российский Пацифизм как дви-же-ние не имел дос-та-точ-ных по-ли-тических ус-ло-вий для не-за-ви-си-мо-го раз-ви-тия, ус-ту-пил ме-сто дви-же-нию сто-рон-ни-ков ми-ра, на-прав-ляв-ше-му-ся партийной и госсударственной вла-стью.

В современном ми-ре по-ня-тие «Пацифизм» ис-поль-зу-ет-ся для обо-зна-че-ния ми-ро-воз-зренческой и нрав-ственной по-зи-ции, идео-ло-гии об-щественного дви-же-ния. В ка-че-ст-ве ми-ро-воз-зренческой по-зи-ции Пацифизм мо-жет не ог-ра-ни-чи-вать-ся ан-ти-во-ен-ной ус-та-нов-кой, но пред-став-лять различные док-три-ны не-на-си-лия, пас-сив-но-го со-про-тив-ле-ния, мо-раль-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния, нрав-ст-вен-ной чис-то-ты. В ка-че-ст-ве нравственной по-зи-ции Пацифизм оз-на-ча-ет ин-ди-ви-ду-аль-ный от-каз от на-си-лия и со-уча-стия в нём, в ча-ст-но-сти от-каз от служ-бы в ар-мии и от то-го, что-бы брать в ру-ки ору-жие. В ро-ли идео-ло-гии Пацифизм обос-но-вы-ва-ет не-об-хо-ди-мость и воз-мож-ность ус-та-нов-ле-ния все-об-ще-го ми-ра, ис-поль-зуя взаи-мо-свя-зан-ные прин-ци-пы: аб-со-лют-ной не-до-пус-ти-мо-сти вой-ны, аб-со-лют-но-го за-пре-та на-си-лия или при-ме-не-ния си-лы и аб-со-лют-ной не-при-ем-ле-мо-сти убий-ст-ва. Как об-щественное дви-же-ние Пацифизм пред-по-ла-га-ет ши-ро-кую про-па-ган-ду ми-ро-творческих идей и цен-но-стей, про-ве-де-ние ма-ни-фе-ста-ций в за-щи-ту ми-ра, осу-ж-де-ние гон-ки воо-ру-же-ний, при-зыв к сни-же-нию во-енной ак-тив-но-сти го-су-дарств, ра-то-ва-ние за мир-ное уре-гу-ли-ро-ва-ние ме-ж-ду-народных и внут-ри-го-су-дарственных кон-флик-тов, осуж-де-ние тер-ро-риз-ма меж-ду-на-род-но-го. К совркмкнным па-ци-фи-ст-ским ор-га-ни-за-ци-ям от-но-сят-ся: Ме-ж-ду-народное бю-ро ми-ра (ос-но-ва-но в 1891-1892 годы), Все-мир-ный со-вет ми-ра (1949-1950 годы), Па-гу-ош-ское дви-же-ние, Ме-ж-ду-народная кри-зис-ная груп-па (ос-но-ва-на в 1995 году) и другие. Они тес-но взаи-мо-дей-ст-ву-ют с ме-ж-ду-народными и меж-пра-ви-тельственными ор-га-ни-за-ция-ми [

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то