Самая результативная подводная лодка второй мировой войны. Вход в аккаунт. Глава XX. Кульминационная точка подводной войны

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

"Хочу, чтобы все..."


Отто КРЕЧМЕР
+ 47 судов (274 333 т)


Отто КРЕЧМЕР (Kretschmer) (1.5.1912, Гейдау, Лигниц - 5.8.1998, Штраубинг, Бавария), самый результативный офицер-подводник Германии, капитан 2-го ранга (1.9.1944).
Сын силезского учителя, окончил школу в Эксетере (Англия), прекрасно знал английский язык. 9.10.1930 поступил н флот кадетом. 1.10.1934 произведен лейтенанты. Служил на учебном к «Ниобе» и лёгком крейсере «Эмден», а с декабря 1934 - на легком крейсере «Кёльн». В январе 1936 переведен в подводный флот; обер-лейтенант (1.6.1936). С ноября 1936 служил 1-м помощником на U-35, а 31.7.1937 стал ее командиром и совершил плавание к берегам Испании (для поддержки войск ген. Ф. Франко). 1 10.1937 получил в командование лодку U-23 (Тип II-В), на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 102 дня). Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. 1.6.1939 произведен в капитан-лейтенанты. 12.1.1940 торпедировал датский танкер «Денмарк» (10 517 т), месяцем позже Кречмер потопил британский эсминец «Даринг» (1375 т).
18.4.1940 назначен командиром подлодки U-99 (её он выводил в море 8 раз, проведя в плавании 127 дней). В первом же патрулировании потопил 11 судов. Гросс-адмирал Э. Рёдер лично встречал лодку и после доклада наградил Кречмера 4.8.1940 Рыцарским крестом Железного креста. 17 - 20.10.1940 принимал ак¬тивное участие в операции, когда во время полнолуния группа подлодок без потерь разгромила английские конвои 5С-7 и НХ-79. В ночь на 4.11.1940 К. потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклус» (11 314 т), «Лаурентик» (18 724т) и «Форфар» (16 402т). 4.11.1940 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. В своем последнем походе Кречмер потопил еще 10 кораблей. 1.3.1941 произведен в капитаны 3-го ранга.
17.3.1941, когда U-99 возвращалась, полностью израсходовав боезапас, в Сен-Назер, она была обнаружена и забросана глубинными бомбами английским эсминцем «Уокер». Когда лодка всплыла, «Уокер» и др. эсминец - «Вэнок» - расстреляли ее, после чего Кречмер отдал приказ о затоплении лодки. Почти весь экипаж - 41 человек из 44, в т.ч. Кречмер, были взяты в плен и доставлены в Ливерпуль. Затем Кречмер был переведен в лагерь для военнопленных в Боуменвиль (Канада). 26.12.1941 награжден Рыцарским крес¬том с дубовыми листьями и мечами (№5). Награду Кречмеру передал комендант лагеря.
В дек. 1947 Кречмер вернулся в Германию. С 1955 служил в ВМС ФРГ: с 1957 командир 1-й эскортной эскадры, с ноября 1958 командующий амфибийными войсками. С 1962 на штабных должностях, с мая 1965 начальник Объединенных сил НАТО на Балтике. В сентябре 1970 вышел в отставку в звании адмирала флотилии (с 15.12.1965). Умер в госпитале, куда попал после автомобильной катастрофы.
Всего за время военных действий Кречмер потопил 47 кораблей общим водоизмещением 274 333 т и повредил 5 кораблей водоизмещением 37 965 т.






Вольфганг ЛЮТ
+ 43 судна (225 756 т)


Вольфганг ЛЮТ (Liith) (15.10.1913, Рига, Российская империя - 13.5.1945, Фленсбург-Мюрвик), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.9.1944).
В течение 3 семестров изучал право в университете. 23.9.1933 поступил на флот кадетом. Во время учебы совершил 9-месячное кругосветное плавание на учебном корабле «Горх Фок». 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Карлсруэ» и «Кенигсберг». В февр. 1937 переведен в подводный флот. С июля 1937 плавал 2-м вахтенным офицером на подлодке U-27, а с окт. 1938 по окт. 1939 1-м вахтенным офицером на U-38, которой командовал Г. Либе.
С 16 по 28 дек. 1939 командовал подлодкой U-13. 30.12.1939 он получил новый корабль - лодку U-9 (Типа II-В), на которой совершил 6 походов (всего 74 дня в море); обер-лейтенант (1.6.1938). В мае 1940 потопил французскую подводную лодку «Дорис». 27.6.1940 переведен на подлодку Типа II-D U-138 (2 похода, 29 дней). Во время 1-го похода в ночь на 21.9.1940 Лют потопил 4 корабля общим водоизмещением 34 633 т и по возвращении из 2-го похода 24.10.1940 получил Рыцарский крест Железного креста. С 21.10.1940 по 11.4.1942 Лют командовал лодкой U-43 (5 походов, 204 дня в море, во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 68 077 т), а с 9.5.1942 по 31.10.1943 - U-181 (Тип IX-D, 2 похода, 335 дней в море). 1.1.1941 произведен в капитан-лейтенанты. Отличался высокой результативностью. Только за один поход в Южную Атлантику с сент. 1942 по янв. 1943 он потопил 12 судов общим водоизмещением 58 381 т. 13.11.1942 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. На U-181 совершил 2-е по длительности патрулирование - 206 дней, в ходе которого предложил ряд нововведений, имевших целью поддержать психологическую атмосферу.Во время этого похода лодка потопила 10 судов. 1.4.1943 произведен в капитаны 3-го ранга, а 15.4.1943 получил мечи к Рыцарскому кресту. Основными жертвами Люта стали не конвои, как у многих др. подводников, а отдельные корабли. 9.8.1943 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (всего два кавалера в ВМФ).
С янв. 1944 командовал 22-й флотилией подводных лодок. В июле 1944 возглавил 1-й отдел военно-морского училища в Мюрвике, а в сент. 1944 стал его начальником (самым молодым за всю историю этого учебного заведения); капитан 2-го ранга (1.8.1944). С 1 по 23 мая 1945 училище было местом пребывания германского правительства во главе с гросс-адмиралом К. Дёницем. Лют был застрелен немецким часовым после того, как назвал неправильный пароль. Похоронен с воинскими почестями.
Всего за время боев потопил 43 корабля противника общим водоизмещением 225 756 т, а также повредил 2 корабля (17 343 т) - это 2-й результат среди германских асов подводной войны.


U-138 тип II-D В. Люта


U-181 тип IX-D2 В. Люта


____________________________________________________________________________________________________________________________________


Иоахим ШЕПКЕ
+ 37 судов (155 882 т)


Иоахим ШЕПКЕ (Schepke) (8.3.1912, Фленсбург - 17.3.1941, Северная Атлантика), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.6.1939).
С 29.10.1938 командир учебной подлодки U-3 (Тип II-А), на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 24 дня). С 3.1.1940 командир подлодки U-19 (Тип II-В), на которой совершил 5 походов и потопил 9 кораблей общим водоизмещением 15 715 т. С 30.5.1940 командир подлодки U-100 (Тип VII-B) (6 походов, 112 дней в море). В 1-м походе (авг. 1940) он потопил 6 кораблей водоизмещением 25 812 т. В сент. 1940 во 2-м походе Шепке в течение 2 дней потопил 7 кораблей (50 340 т). 23.11.1940 Шепке записал на свой счет еще 7 кораблей (24 601 т). В 1940 была опубликована книга Шепке «Подводник сегодня», которую он иллюстрировал собственными рисунками. 17.03.1941 г его лодка была обнаружена и атакована британскими эсминцами. В результате бомбежки U-100 получила тяжелые повреждения и всплыла, чтобы под покровом темноты скрыться от преследования. Однако лодка была обнаружена (впервые в истории) корабельным радиолокатором эсминца «Вэнок», вновь атакована и затонула, большая часть экипажа погибла (спаслось 6 матросов). Сам Шепке был раздавлен между тумбой перископа и форштевнем эсминца «Вэнок», протаранившим его лодку.
Всего за время военных действий Шепке потопил 37 кораблей общим водоизмещением 155 882 т и повредил 4 корабля водоизмещением 17 229 т.

РК: 24.9.1940, капитан-лейтенант, командир U-100;
РК-Дл (№ 7): 1.12.1940, капитан-лейтенант, командир U-100.


Подлодка U-19 (Тип II-В) И. Шепке


Подлодка U-100 (Тип VII-B) И. Шепке


______________________________________________________________________________________________________________________________________


Эрих ТОПП
+ 36 судов (198 617 т)


Эрих ТОПП (Торр) (2.7.1914, Ганновер - после 1989), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.12.1944). 1.7.1935 поступил на флот фенрихом; 1.4.1937 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Карлсруэ». В окт. 1937 переведен в подводный флот. В 1938 вахтенный офицер на подлодке U-46. С нояб. 1938 по апр. 1940 служил 1-м помощником на подводной лодке U-46; обер-лейтенант (1.4.1939). 5.6.1940 стал командиром U-57, на которой совершил 2 похода (провел в море в общей сложности 38 дней). Успешно действовал на транспортных коммуникациях в Атлантике, потопив 6 кораблей общим водоизмещением 36 862 т. По возвращении из 2-го боевого похода лодка 3.9.1940 была протаранена в устье Эльбы норвежским транспортом «Рона»; большинству членов экипажа удалось спастись, погибло лишь 6 человек. 4.12.1940 Топп получил новую лодку U-552 (тип VIIC); на ней он совершил 10 походов (308 дней в море). 20.6.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста и 1.9.1941 произведен в капитан-лейтенанты. 18.10.1941 атаковал конвой НХ-156. В ходе боя Топп потопил эсминец ВМФ США «Ройбен Джеймс», на котором погибло около 150 чел. Эмблемой лодки U-552 стало изображение красного дьявола, под этим именем Топп. и стал известен в Германии и за ее пределами. В 1941-42 на его лодке служил А. Бранди. В конце 1941 Топп совершил тяжелейшее плавание в район Азорских островов. 11.4.1942 Топп получил Знак подводника с бриллиантами и дубовые листья к Рыцарскому кресту, а через 4 месяца - 17.8.1942 - к нему добавлены мечи (№17). В марте - апреле 1942 во время своего 8-го похода Топп потопил 8 кораблей (водоизмещением 45 731 т). 17.8.1942 Эрих про¬изведен в капитаны 3-го ранга. 8.9.1942 сдал лодку и назначен инструктором ВМФ, участия в боевых действиях не принимал. С сент. 1942 командовал 27-й флотилией подводных лодок. Топпу одному из первых было поручено испытать новейшую подлодку XXI серии - U-3010, командиром которой он был назначен 23.3.1945. Подлодка боевых походов не совершала. С 27.4.1945 командовал лодкой той же серии U-2513. На ней Топп 1.5.1945 вышел в последнее боевое патрулирование 2 мировой войны. Через неделю, 7 мая Топп получил приказ не топить и не портить лодку. 8 мая спустил военный флаг, а на следующий день уничтожил торпеды, документы и новейшую аппаратуру. 28.5.1945 взят в плен в Осло и направлен в лагерь для военнопленных Крагере. Всего за время военных действий Топп потопил 36 судов (198 617 т) и повредил 4 судна (32 317 т), что вывело Эриха на 3-е место среди самых результативных германских асов подводной войны. Большинство побед Топп записал на свой счет в Северной Атлантике, действуя против конвоев вблизи североамериканского побережья. После войны Топп служил в рыболовецком флоте, а в 1958 был принят на службу в ВМС ФРГ. 4 года находился в США как член Военного комитета НАТО. В дек. 1969 вышел в отставку, контр-адмирал (1.10.1966). Был награжден Большим Федеральным крестом за заслуги. В 1970-84 работал консультантом на германских верфях.

Подлодка U-552 «Красный дьявол»


_______________________________________________________________________________________________________________________________________


Виктор ШЮТЦЕ
+ 35 судов (180 073 т)


(16.2.1906, Киль - 23.9.1950, Франк-фурт-на-Майне), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.3.1944).
Командовал подлодками U-19 (16.1.1936 - 30.9.1937) и U-11 (13.8.1938 - 4.9.1939). С 5.9.1939 - командир подлодки U-25, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 105 дней). С 5.7.1940 командовал подлодкой U-103 - 4 похода (201 день в море). С 12.8.1941 командир 2-й флотилии подводных лодок. С марта 1943 и до конца войны Шютце занимал пост командующего подводными учебными флотилиями (FdU Ausbildungsflottillen) со штаб-квартирой в Готенхафене. Всего за время военных действий Шютце потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 073 т и повредил 2 корабля водоизмещением 14 213 т. В мае 1945 интернирован.

РК: 11.12.1940, капитан 3-го ранга, командир подлодки U-103;
РК-Дл (№ 23): 14.7.1941, капитан 3-го ранга, командир подлодки U-103.

U-103 тип IX-B


March 30th, 2015

С детства юноша будет воспитываться в старых традициях духа чести и слова. Хорошее знание французского (помимо английского) также станет неотъемлемой частью его образования, поскольку семья продолжает помнить свои истоки. Эти знания сослужат ему хорошую службу позже.
01.04.1903 Лотар Фон Арно поступил в ВМФ кадетом.

Окончил военно–морское училище в 1905 и служил на линейных кораблях «Курфюрст Фридрих–Вильгельм», «Штейн» , «Силезия» и «Шлезвиг–Гольштейн». В 1906 года был награжден Order of the Crown 4й степени (Kronenorden, нем.), вероятно, за спасение человека, упавшего за борт, в том же 1906 произведен в лейтенанты.

Служил с 1908 по 11 – во 2–й дивизии миноносцев. В 1911-13 совершил плавание в Восточную Азию на борту легкого крейсера «Эмден».

Может показаться странным, но молодой фон Арно не слишком стремился в морской флот. Его самым горячим желанием была служба в военно–морской авиации. И в начале войны он был мобилизован именно в Marine Luftschiff Abteilung (Дирижабельный батальон ВМФ). Но его не допустили к полетам. По одним данным – по состоянию здоровья, по другим – он остался невостребованным из–за нехватки цеппелинов. Так или иначе, его услуги были отклонены, и фон Арно был разочарован. Разочарован, возможно ещё потому, что его брат Фридрих фон Арно все–таки стал летчиком (пережил плен в 1915 года, снова вернулся в строй и закончил Вторую мировую войну в звании генерала люфтваффе).

А вот самому младшему брату не повезло. Гельмут фон Арно , 23 трех летний лейтенант погиб в сражении в первый месяц войны.

Командиры подводных лодок, потопившие за время военных действий кораблей противника общим водоизмещением более 50 тыс. т. Ниже приводится список офицеров-подводников, потопивших больше всего кораблей противника.

Асы подводной войны Эрих Топп и Энгельберт Эндрасс

"АСЫ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ" в книгах

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Кульминационный пункт подводной войны

автора Маршалль Вильгельм

Кульминационный пункт подводной войны В первой половине 1942 года новое поле деятельности немецких подводных лодок - атлантическое побережье США к Карибское море - оказалось свидетелем больших успехов, достигнутых немцами. Дело в том, что к этому времени американцы еще

Итоги подводной войны

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Создание подводного флота Германии Как появилось само понятие подводной войны?..В начале Первой мировой войны немецкий адмирал Гуго фон Поль выступил в поддержку идеи подорвать английскую экономику, применяя подводные лодки против

Новые виды оружия подводной войны

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Новые виды оружия подводной войны Во второй половине 1942 г. умножились тревожные признаки изменения обстановки в подводной войне. Потери при проходе к району операций и возвращении из него через свободный от судов Бискайский залив, где до этого времени подводники имели

Организатор неограниченной подводной войны

Из книги автора

Организатор неограниченной подводной войны Несмотря на ускоренное строительство военных судов к началу войны германский военно-морской флот по своему общему водоизмещению уступал британскому в 7 раз и в 3 раза – французскому. В то же время развитие подводного флота в

Подготовка к пятой фазе подводной войны

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Подготовка к пятой фазе подводной войны В этом разделе будет уместным напомнить о некоторых достижениях в области техники, которые, в случае если бы общая военная обстановка 1945 года сложилась иначе, могли бы создать в последующей, пятой, фазе подводной войны широкие

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны Первая неограниченная подводная война была прервана, главным образом, по причине протестов Соединенных Штатов Америки, но теперь в начале 1917 года Германия решила бросить вызов всему миру и снова ее начать, надеясь выиграть

Начало подводной войны

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Начало подводной войны Еще до войны нацисты направили в Атлантику 2 броненосца и 18 подводных лодок. Если Британия вступит в войну, пусть они нападают на торговые суда Великобритании и союзных ей стран. Уже в день объявления войны, 3 сентября, германская подводная лодка U-30

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией В настоящее время,

Итоги подводной войны

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Итоги подводной войны Как и другие проблемы войны на море, этот вопрос нами уже почти исчерпан. Остается только добавить, что в разбираемый период времени добиться каких-либо новых существенных боевых успехов было уже невозможно. До 8 мая 1945 года немецкие подводные лодки

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Тайна германской подводной войны

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германской подводной войны 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка У-9 потопила в базе британского флота Скапа Флоу броненосцы «Абукир», «Кресси» и «Хог». Помощник капитана У-9 Отто Веддигена лейтенант И. Шписс так описывал гибель «Кресси»: «У борта

11. Провал планов подводной войны

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Поездка в Лондон. Ютландский бой и общественное мнение. Тотчас после нашего возвращения в Скапа-Флоу я был снова вызван телеграммой в Лондон. Убедившись, что в ближайшее время нельзя ожидать боевого выступления флота, я по прошествии

В 1936 году была заложена подлодка С-56 – самая результативная советская подлодка во время Великой Отечественной войны. Также эта лодка знаменита тем, что первой из советских подводных кораблей совершила кругосветное плавание.


«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...» - так отзывался о своей лодке С-56 капитан Георгий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза.

«С» в названии означает «Средняя». Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка – переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG («Немецкая корабле- и машиностроительная компания»), который советские конструкторы основательно переработали под советскую производственную базу. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… Соловом, в советских «эсках» не было ни одного болта зарубежного производства. В итоге получился маневренный и быстрый корабль, отличавшийся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Эски» эффективным оружием - большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин.

Причины неудач лежат в тактике применения «Эсок» - подводным крейсерам, созданным для океанских просторов, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 20 - 30 метров 77-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала бы на поверхности.

Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте, где и прославилась лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина.


С-56 и сторожевой корабль типа «Ураган».

Итак, С_56 была заложена в 1936 году на судостроительном заводе имени Андре Марти (ныне это «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Затем ее разобрали на части и по железной дороге секциями доставили через всю страну - во Владивосток, на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова), где вновь сварили в единое целое. И спустили на воду в декабре 1939 года.


Командир подводной лодки C-56 капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин.

Капитан Щедрин позже вспоминал: «Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело - управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Заданный конструкторами норматив выдержан и перекрыт… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше - герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения - такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру - всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки - эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие!»


Рулевые-сигнальщики Д.С. Подковырин и В.И Легченков на рубке подводной лодки С-56.

Уже в октябре 1942 года С-56 под командованием капитана Щедрина вышла в трансокеанский переход по маршруту: Владивосток - Сан-Франциско (США) - Панамский канал - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Полярный (СССР). Поход занял 67 суток. За время которой подволники пережилди одну атаку японской подлодки и две атаки немецких кригсмарине, дважды попадала в аварии по собственной неосторожности. В итоге подводники, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой), вошли в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. То есть, подводники по сути совершили кругосветное путешествие – и все для того, что бы лодка, сделанная в Ленинграде, добралась бы до базы под Мурманском.


Встреча экипажа подводной лодки С-56 в Полярном.

В годы Великой Отечественной войны С-56 самой результативной советской подводной лодкой. Подводники С-56 совершили 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один. В 1944 году за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.

Для сравнения: Отто Кречмер из Кригсмарине, командир U-23, самый результативный подводник Второй мировой войны, потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец. ВпрочемЮ это сравнение говорит не столько о слабой подготовке советских моряков, сколько о томЮ что им противостояла самые профессиональные армия и флот мира.

Но советские моряки выстояли благодаря своей живучести: за время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.


Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья». Также за успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину Г. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.

После Второй мировой войны С-56 продолжила службу на Северном флоте. В 1954 году лодка совершила еще один трансокеанский переход - по Северному морскому, из Мурманска во Владивосток.

В 1955 году лодку вывели из боевого состава, разоружили и переделали в плавучую зарядовую станцию – для зарядки аккумуляторов других лодок.

Лишь через 20 лет, в 1975 году, вспомнили о героической лодке. В честь 30-летия Победы лодку вытащили на берег и снова разрезали на части. Затем части лодки установили на фундамент на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.

Части состыковали и соединили – уже в качестве корабля-музея.

25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вошла в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота.


Кают-компания С-56. Сегодня единственная в мире уцелевшая подлодка-"эска" входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота».


Внутренние помещения переоборудованы в музей.


Пост управления.


Рубка акустика.


Каюта капитана


Каюта моряков.


Торпедные аппараты.


Торпеды и койки для моряков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то